28.04.2021      44      0
 

Тест «Несуществующее животное»: процедура тестирования


Тест «Несуществующее животное» — один из наиболее информативных среди других рисуночных тестов. Самостоятельно он обычно не проводится. Другими словами, проективная методика «Несуществующее животное» — это ориентировочный тест, который используется в комплексе с другими методами в качестве одного из инструментов исследования личности.

Расскажу, как правильно проводить этот рисуночный тест.

Предложить его можно как взрослому, так и ребенку, начиная примерно с 5 лет.

«Американская чупакабра». Рисунок мужчины, 36 лет.


Цель тестирования:

  • регистрация состояния психики
  • изучение уровня тревожности
  • изучение уровня самооценки
  • изучение внутреннего мира человека
  • определение его взаимоотношений с окружающим миром
  • выяснение степени адаптации человека в коллективе.

Для того, чтобы провести тест «Несуществующее животное», нужны:

  1. Лист белой бумаги формата А4.
  2. Простой карандаш с маркировкой М или 2М (В или 2В).

Тест «Несуществующее животное» проводится индивидуально. То есть, ситуация, когда в школе детям предлагают эту методику, может не дать действенного результата.

Инструкция для человека перед выполнением задания (что мы ему говорим):

«Придумай и нарисуй несуществующее животное, которого нет в природе».

Если человек задает какие-то уточняющие вопросы, повторите инструкцию, добавив, что этого животного ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх, ни в сказках нет, то есть, нужно его выдумать самостоятельно.


Процедура тестирования

Лист бумаги кладут горизонтально.

Рассказывают, что нужно нарисовать.

Время рисования не ограничено.

Когда рисунок будет готов, попросите придумать животному несуществующее название. Если название никак не придумывается, не настаивайте, пропустите этот пункт, но зафиксируйте его для себя.

Проводят обсуждение рисунка в свободной форме. Сначала можно попросить: «А теперь расскажи мне об этом животном». Если автор рисунка не знает, что сказать или с чего начать, можно задавать приблизительно такие вопросы:

  1. Где живет это животное? (например, в лесу, в горах, в море)
  2. У него есть свой домик?
  3. Какой у него характер: оно доброе или злое?
  4. Что оно делает, когда радуется?
  5. А оно умеет плакать или смеяться?
  6. Оно умеет разговаривать?
  7. Если животное умеет разговаривать, поинтересуйтесь, на каком языке оно говорит.
  8. А какое у него сейчас настроение?
  9. Есть у него семья, родители, дети?
  10. А друзья есть у него?
  11. У него есть враги? (если есть, то почему они его враги?)
  12. А оно умеет защищаться, когда ему угрожает опасность?
  13. А как это животное защищается?
  14. Чем оно питается?
  15. Чем обычно оно занимается?
  16. А что больше всего любит делать?
  17. Что больше всего не любит делать?
  18. А оно одно живет или с кем-то?
  19. Оно боится чего-нибудь? (или ничего не боится?)
  20. А какого оно размера? (маленькое, огромное и т.п.)

После завершения обсуждения автору рисунка говорят:
«А теперь представь, что твое несуществующее животное встретило волшебника, который может выполнить его любые три желания. Как ты думаешь, что оно могло бы загадать?»

Ответы заносят в протокол.

Если тест «Несуществующее животное» проходит взрослый человек или подросток, попросите его самостоятельно написать рассказ о нарисованном несуществующем животном. Потом при необходимости можно будет задать дополнительные вопросы.


Возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе применения методики «Несуществующее животное» у ребенка

Если ребенок отказывается рисовать, выясните причину, по которой он это делает. Как можно «исправить» ситуацию, читайте на блоге.

Если ребенок оказывается рисовать, мотивируя свое нежелание тем, что не умеет, не знает или не может придумать, как рисовать, то скажите, что ему и не нужно это уметь. Так как это животное не существует в природе, то все, что получится у ребенка, будет правильным. Скажите, что хотите посмотреть, как он умеет фантазировать, придумывать что-нибудь свое.

Если ребенок затрудняется сделать первые штрихи, долго думает, то посоветуйте ему «начать хоть с чего-нибудь», а дальше придумается в процессе рисования.

Если ребенок нарушил инструкцию, то есть нарисовал вместо несуществующего животного какое-то известное, реальное (и название ему дал тоже существующее, например, белка или слон), то похвалите его и скажите:

«А теперь постарайся придумать САМ какое-нибудь животное, которое я никогда не видела даже на картинках». Если и во второй раз ребенок не сможет справиться с заданием, значит, нужно прекратить на какое-то время предлагать ему тест «Несуществующее животное«.

Но если животное очень похоже на реальное (например, на носорога), а названо необычно (например, клюворогий носорог), то задание считается выполненным и подлежит обработке в соответствии с процедурой тестирования.

Существуют также дополнительные задания к тесту в проективной методике «Несуществующее животное». Читайте их на блоге.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте, пожалуйста, отметку, что разрешаете сбор и обработку Ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности